МЕТОД СКАЗКОТЕРАПИИ
Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста
В нашем детском саду уделяется большое внимание проведению оздоровительной работы с детьми.
В прошлом учебном году одной из задач, над которой работал коллектив детского сада, была задача: "Вариативность форм и методов оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"
Педагогический коллектив детского сада №52 выделил два направления:
1) совершенствование физического здоровья детей;
2) совершенствование психического здоровья детей.
В целом, в течении дня уровень физической активности детей не так высок, как хотелось бы, на занятиях дети в большинстве своем находятся в статичном положении. Здесь воспитатели используют физкультминутки, динамические паузы.
Но, несмотря на это, утомляемость детей на занятиях велика. Особенно для детей-логопатов.
Ища способы повышения двигательной активности детей и снятия утомляемости, мы решили проводить часть занятий в такой форме, где дети большую часть времени находятся в движении, в свободном положении. Этому способствуют сказко-терапевтические занятия.
Говоря о совершенствовании психического здоровья детей, коллектив акцентировал свое внимание на эмоциональном состоянии ребенка, на создание благополучного эмоционального фона в детском саду в целом, в частности в каждой возрастной группе.
Один методов, способствующий этому - СКАЗКОТЕРАПИЯ.
Как видно, метод сказкотерапии можно использовать и для совершенствования физического и психического здоровья детей, причем, во всех видах деятельности, в частности для познавательного развития детей. Здесь сказочные образы дают определенные сведения об окружающем мире, т.е. обладают познавательным значением.
Говоря о познавательном развитии детей, на сказко-терапевтических занятиях подразумевается не только получение новой информации, но и развитие познавательных процессов: способности к запоминанию, установлению причинно-следственных связей, способность рассмотрения одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира, обучение, развитие произвольного внимания.
Вообще, внимание - необычайно тонкая сила. Направляя внимание на тот или иной объект, мы делаем его значительным для себя. Чем полнее и пристальнее наше внимание, тем интереснее восприятие, осмысление действительности и принятие нового. Ели мы отвергаем ситуацию - мы отвергаем свое внимание, направляя его в другую сторону. Например, нам нравился цветок, и мы всецело оказались во власти его обаяния: мы любуемся изяществом его формы, переливами красок, вдыхаем аромат.
Ели нам не нравится вид грязного двора, то мы поспешно покидаем подобные места. Наше внимание не желает задерживаться на том, что нам неприятно. Взрослые, безусловно, если необходимо, могут делать дела, преодолевая отвращение, и т.д.
У детей же преобладает непроизвольное внимание. Всё необычное, яркое, звучное привлекает внимание. А тихое, неприметное, остается незамеченным, даже если оно гораздо важнее первого.
Чтобы в процессе своего развития внимание ребенка не оказывалось во власти окружающих вещей и событий, необходимо развивать произвольное внимание.
Произвольное внимание - это осознание. Развитию произвольного внимания как раз и способствует метод сказкотерапии.
Мы знаем, что познание всегда эмоционально. Любые психические процессы окрашиваются эмоциями - будь то ощущение или воображение, мышление или память.
Хорошее настроение обостряет восприятие, активизирует мыслительные процессы, а упадок духа ухудшает запоминание, не дает простора фантазии. Положительные же эмоции повышают чувствительность детей, мобилизуют все силы организма для активного восприятия любой информации.
Созданию положительного эмоционального настроения у детей способствует использование сказки на занятии. Дети очень любят сказки. Они всегда привлекают детей. Ребенок с радостью погружается в нереальный воображаемый мир, активно действует в нем. Перевоплощаясь в сказочных героев, дети с гораздо большим энтузиазмом выполняют задания, чем будучи просто Мишей, Петей, Таней... Через сказку ребенок получает знания об окружающем мире.
Говоря о методе сказкотерапии, нельзя не коснуться такой задачи, как учить детей искусству расслабления. В сегодняшнем занятии вы видели, как на его протяжении проводились приемы расслабления.
Для чего же нужно использовать, в частности на занятиях по развитию познавательной деятельности, этот метод?
В процессе обучения дети получают большое количество информации, которую неустанно перерабатывает мозг. Активная умственная деятельность, сопутствующие ей эмоциональные переживания, создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. При умственном переутомлении наши мышцы непроизвольно сокращаются. Ребенку крайне трудно, практически невозможно, управлять напряженными мышцами. Остановить процесс можно на подходе, пока он не набрал силу и не вышел из-под контроля. И здесь уже актуальной становится тема расслабления. Теоретически расслабление - это очень просто. По большому счету, это означает просто посидеть в неподвижности и отпустить напряжение, страх, озабоченность. Дети, в отличие от взрослых легко воспринимают все новое и быстрее обучаются непростому умению расслабляться.
Сегодня на методическом объединении присутствуют воспитатели не только обще-развивающих, но и логопедических групп, поскольку занятие проведено с детьми-логопатами. В проведенном занятии на первый взгляд мало видимой работы над словом. Но есть работа невидимая, незаметная. Именно проводя эту незаметную работу, воспитатель помогает логопеду готовить почву для коррекции речевых расстройств.
Педагогам логопедических групп известно, как трудно выполнить, например, артикуляционную гимнастику с возбудимым двигательно-расторможенным ребенком. Он постоянно отвлекается,' суетится, задает вопросы, пытается о чем-то рассказать. Или наоборот, дети вялые, ослабленные, с высокой истощаемостью нервной системы. Всего после нескольких минут работы такой ребенок слабым голосом объявляет, что он устал и больше ничего не может.
Есть дети гиперответственные. Они настолько тщательно стараются выполнить все задания, что этим закрепощают мышцы тела.
А неумение большинства детей слушать и слышать звуки окружающего мира?
А недостаточное чувство ритма и неумение согласовывать свои действия с действиями других?
А проблемы с дыханием? Когда оно не свободное и плавное, а зажатое и прерывистое?
Можно было бы и дальше перечислять характерные особенности детей логопедических групп, но вернемся к тому, что речь - не обособленная функция. Ее правильность зависит от многих факторов. Улучшая что-то одно, мы совершенствуем работу всего организма. Если, например, ребенок станет меньше уставать на занятиях, заметно активизируется его мышление, и он будет способен к усвоению большего объема информации, чем раньше.
Таким образом, проведение занятий с использованием метода сказкотерапии целесообразно и в логопедических группах.
С помощью таких занятий можно проводить:
- сенсомоторное развитие;
- эмоционально-волевое развитие;
- познавательное развитие;
- коммуникативное развитие и др.