СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Артикуляционная гимнастика - как фактор целенаправленного речевого развития детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Григорьева Елена Юрьевна - учитель-логопед
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям педагогов, родителей и людей, в окружении которых ребенок растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
При выполнении артикуляционной гимнастики должна соблюдаться определенная последовательность. Сначала выполняются самые простые упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Постепенно они заменяются такими, которые являются базой для произношения того или иного звука. Затем отрабатываются четкие артикуляционные уклады. Далее используются упражнения на переключаемость движений и согласованную работу органов артикуляционного аппарата (губ и языка).
Надо отметить, что выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. Одни упражнения ребенок может освоить за несколько занятий, а другие – за несколько месяцев, например: укладывание языка на дне ротовой полости «дорожкой», упражнение «чашечка», установка языка за нижними зубами (уклад для звука [с]), подъем языка к альвеолам. Выработка определенного артикуляционного уклада порой требует многократных повторений, и поэтому не следует думать, что комплексы упражнений могут быть усвоены детьми за одно занятие. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не следует фиксировать внимание на том, что не получается. Следует подбодрить малыша, вернуться к более простому. Уже отработанному материалу. Напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.
Нецелесообразно работать только над определенными упражнениями до тех пор, пока не будут окончательно усвоены ребенком. Наряду с уже усвоенными включаются и другие.
Упражнения, имеющие условные названия или связанные с определенным игровым образом, требуют перевоплощения, вызывают интерес, не утомляют и способствуют воспитанию устойчивости внимания у детей. Ничто так не утомляет ребенка как однообразие, поэтому одному и тому же упражнению можно давать разные названия. Например, положение «острого» языка, именуемого в логопедической литературе как «иголочка» или «жало», можно сравнить с концом ножниц, морковкой, верхушкой ёлки, остро заточенным карандашом, ракетой, шпагой и др.
Упражнение в надувании обеих щек может называться по-разному: «хомячок», «овощи толстячки», «колобок», «спрячем яблоки за щеки» и т.д.
С большим интересом детьми воспринимается игровая ситуация, связанная с темой «Транспорт». В ней можно использовать следующие виды игровых упражнений: губы разомкнуты и вытянуты вперед (машина въезжает в туннель); губы в улыбке, «широкий» язык лежит на нижней губе (машина едет по ровной дороге); губы в улыбке, кончик язычка упирается в нижние зубы, спинка языка приподнята (машина съезжает с горочки); высунутый язык из рта тянется влево – вправо (машина поворачивает направо, затем налево); кончик языка приподнят к верхним зубам (машина подъезжает к высокой горе); язык «чашечкой» (машина подъезжает к яме); выполняются круговые движения языком по верхней и нижней губе (моем стекла); произносится звукосочетание дж-дж-дж и звуки:
- т-т-т-т (заглох мотор);
- д-д-д-д (заводится мотор);
- ш-ш-ш-ш (прокололась камера);
- с-с-с-с (качаем камеру насосом).
В занятия включается произнесение звуков и их сочетаний с доступной детям артикуляцией. Это могут быть гласные а, у, и, о; звукосочетания йа, йо, йу, йэ; звукоподражания иа – иа (кричит ослик); хи – хи – хи (смеются веселые дети); ти – ти – ти, тя – тя – тя, те – те – те, фью – фью – фью(разговоры зверят и птиц) и т.д.
Дети любят использовать роль воспитателя или логопеда. Для роли ученицы подходит любимая игрушка ребенка – это может быть кукла или обезьянка. В роли воспитателя они и выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки. А это значит, что играя, дети совершенствуют речевую моторику и овладевают голосовыми модуляциями. Таким образом, все задания тесно взаимосвязаны между собой, голосовые упражнения способствуют развитию речевого дыхания, а повторение слоговых сочетаний – развитию подвижности и переключаемости органов артикуляции.
Что важно знать, работая с детьми над развитием артикуляционной моторики?
Уважаемые педагоги, родители, бабушки и дедушки! Наберитесь терпения и выдержки!
Знайте, что выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Никогда не ругайте его при неудачах.
Запомните! Похвала и поощрение придадут ребенку уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.
Мимические упражнения:
Выразить свое состояние и настроение в разное время зимы:
Мы радуемся первому снегу; Ёжимся от холодного ветра;
Нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.
Передать гневную интонацию деда Мороза:
Дед мороз проспал в постели,
Встал, сосульками звеня:
- Где вы, вьюги и метели?
Что не будете меня?
Выразить мимикой, жестами и движением настроение и действия Зимы:
Вот Зима-волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блестками и серебром землю. А вот, сердитая Зима-старуха, заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами и т.д.
"Снеговики радуются снегу и морозу". Надуть щеки. Веселое выражение глаз.
"Грустные снеговики весной". Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Упражнения для языка:
"Сосулька". Высунуть «острый» язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении (под счет до шести-восьми).
"Санки-ледянки".Сделать язык «чашечкой».
"Горка для спуска". Открыть рот, опустить язык за нижние зубы, выгнуть спинку языка «горочкой».
"Саночки". Рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку выгнуть вниз, кончик свободен. Движения вперед-назад. Боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.
"Ураганный ветер открывает и закрывает форточку". Рот открыт. Язык высунут изо рта. Поднимать и опускать кончик языка.
Развитие речевого дыхания и голоса:
"Вьюга". Старая, седая, с ледяной клюкой,
Вьюга ковыляет Бабой Ягой.
Воет вьюга: «З-з-з-з-з». (С усилением звука)
Застонал лес от вьюги: «М-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом)
Тяжело стонут дубы: «М-м-м-м-м». (Громко, низким голосом)
Стонут березы: «М-м-м-м-м». (Тихо, высоким голосом)
Шумят ели: «Ш-ш-ш-ш-ш».
Стихает вьюга: «С-с-с-с-с».
Речевая зарядка:
"Мороз колдует".
Разыграйтесь-ка, метели!
Гнитесь ниже, сосны, ели!
Все, что есть в моем лесу,
Я засыплю, занесу!
Литература:
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб., 1999.
- Левина Р.Е. Логопедия. М., 1969.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб., 1997.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. СПб., 2007.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.